УРОЛОГИЧЕСКОЕ ОТДЕЛЕНИЕ РДКБ

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ

Предоперационная палата

Отделение урологии - одно из крупнейших клинических подразделений РДКБ (60 коек). Пациенты размещаются в 1-, 2- и 4-местных палатах. Дети ранних возрастных групп госпитализируются вместе с родителями.

Научной базой отделения является кафедра хирургии детского возраста с курсом эндохирургии ФУВ, ПНИЛ хирургии, анестезиологии и реаниматологии детского возраста Российского Государственного медицинского университета. В отделении проходят специализацию аспиранты, клинические ординаторы, интерны.

ЛЕЧЕБНО-ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ БАЗА

Диагностическая база отделения отвечает современным требованиям детской урологии. Используются современные методы диагностики: ультразвуковое исследование, экскреторная урография, цистоуретрография, уретроцистоскопия, радиоизотопное исследование, уродинамические исследования, компьютерная томография, ангиография, лапароскопия, электромиография.

Большинство детей направляется к нам из региональных медицинских учреждений для уточнения диагноза, проведения хирургического лечения или коррекции различных урологических осложнений. Ежегодно лечение получает около 1.500 больных, большинству из которых выполняются оперативные вмешательства. Больные, оперированные в отделении урологии РДКБ, находятся под нашим наблюдением до 17-летнего возраста или констатации выздоровления.

Концепция отделения состоит в том, чтобы пациент с любой патологией мочеполовой системы, от фимоза до клоакальной аномалии, получил квалифицированную помощь. В отделении проводится лечение детей в возрасте от 1 месяца до 15 лет со следующей патологией:

• гидронефроз
  • мегауретер
  • пузырно-мочеточниковый рефлюкс
  • уретероцеле
  • мочекаменная болезнь
  • гипоспадия
  • эписпадия
  • экстрофия мочевого пузыря
  • клоакальные аномалии
  • клапаны уретры
  • посттравматические стриктуры уретры
  • миелодисплазия
  • нейрогенный мочевой
  • дисфункции мочеиспускания
  • паховая, пахово-мошоночная грыжа
  • водянка оболочек яичка, семенного канатика
  • сперматоцеле
  • крипторхизм
  • варикоцеле
  • цистит
  • пиелонефрит
  • фимоз
  • острый баланопостит
  • острый эпидидимоорхит
  • перекрут яичка
  • некроз гидатиды
  • синдром отечной мошонки
  • травма органов мочеполовой системы

В соответствующих разделах представлена подробная информация о наиболее актуальных урологических заболеваниях.

Операционный блок оснащен современным анестезиологическим оборудованием и инструментарием. Используются шовные материалы наиболее известных мировых производителей. После наиболее тяжелых вмешательств на органах мочеполовой системы лечение детей проводится в отделении реанимации и интенсивной терапии.

В программе реабилитации оперированных больных, а также как самостоятельные виды лечения, могут быть использованы физиотерапия, лазерная терапия и хирургия, гипербарическая оксигенация, лечебная физкультура.

ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ

В связи с особенностями статуса нашей больницы как головного лечебного учреждения России, в течение всего периода существования в отделение урологии РДКБ из отдаленных регионов направлялись пациенты с наиболее проблемными заболеваниями, стратегия и тактика лечения которых на определенных этапах развития отечественной детской урологии разработаны не были. Это определило некоторые направления научно-практической деятельности коллектива, которые мы считаем приоритетными.

Так, в результате разработки и внедрения в практику оригинальных методик хирургического и эндоскопического лечения, решена актуальная проблема лечения посттравматической стриктуры уретры. Итогом многолетней работы в этом направлении стали докторская (В. В. Николаев) и кандидатская (Ф. К. Абдуллаев) диссертации. Опубликована монография (1998 г.).

Одним из основных направлений является эндоскопическая хирургия нижних мочевых пу­тей, используемая при лечении различных видов инфравезикальной обструкции - врожден­ных клапанов уретры, посттравматических стриктур мочеиспускательного канала, детрузорно-сфинк­терной диссинергии. В отделении практикуется известный по зарубежным публикациям и применяемый нами в собственной модификации эндоскопический метод лечения пузырно-мочеточниковых рефлюксов. Защи­щена кандидатская диссертация (В. Д. Кулаев). Широко используются эндоскопические методы ле­чения у детей с различными типами уретероцеле. Эндоскопическая техника и лазерное оборудование успешно применяется нами для остановки кровотечений у детей с крайне редкими сосудистыми аномалиями нижних мо­чевых путей. Эффективно используется эндоскопия при лечении детей с доброкачественными опухолями мочевого пузыря и мочеиспускательного канала. Наш опыт доказывает, что малотравматичные эндоскопичес­кие методы лечения при ряде уро­логических заболеваний позволяют отказаться от традицион­ных хирургических вмешательств.

С 1993 г. мы про­водим операции больным с женским псевдогермафродитиз­мом (врожденной дисфункцией коры надпочечников). Неудов­летворенность результатами известных вмешательств привела к разработке оригинальных методик, позволивших улучшить косметические и функциональные результаты. Иссле­дования защищены двумя патентами на изобретения. Защищена кандидатская диссертация (А. А. Протасов).

Большое количество больных с нейрогенной дисфункцией мо­чевого пузыря, осложненной патологией мочеточников и почек, направляемых к нам из Центра патологии нервной сис­темы РДКБ и региональных учреждений здравоохранения, определяет необходимость углубленного изучения проблемы урологических осложнений у детей с миелодисплазией. Для этой группы сформулирована рабочая классификация, позво­ляющая определить показания к консервативному и оператив­ному лечению. Дифференцированно используются различные методы отведения мочи: периодическая катетеризация, аль­тернативные пути отведения мочи (аппендикоцистостома, «сухие» лоскутные стомы) и др. Результаты обнадеживают в отношении как недержания мочи, так и профилактики вторич­ной патологии верхних мочевыводящих путей.

В связи с большим количеством детей с тяжелыми пороками развития нижних мочевых путей (экстрофия мочевого пузыря, клоакальные аномалии и др.), сопровождающимися значительным нарушением или отсутствием резервуарной функции мочевого пузыря и недержанием мочи, освоены и внедрены в практику отделения энтероцистопластики с удерживающими стомами для управляемого отведения мочи. У большинства больных уда­лось решить проблему недержания мочи.

Врачи отделения регулярно выступают с докладами на научно-практических конференциях РДКБ, заседаниях секции детской хирургии Московского хирургического общества. На клиническом материале отделения урологии защищены 1 докторская и 8 кандидатских диссертаций, в настоящее время ведется работа над 2 докторскими и 2 кандидатскими диссертациями.